Исказила ли Церковь
послание Иисуса?
Ответ на мусульманскую
критику Евангелия.
Введение
Господь Иисус заповедует нам "возлюбить Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22:37)"
"Разумение" упоминается в Писании очень часто, и фраза,
представляющая собой искаженную цитату из Тертуллиана - "Верую, ибо
абсурдно" едва ли находит подтверждение в Писании или в Предании. Наша
вера разумна; благодать просвещает интеллект, а не разрушает его. Христианские апологеты от апостольских
времен до наших дней обращались к разуму людей. Вера - целостное отношение,
включающее в себя и интеллект, и эмоции, и волю человека.
Апостол заповедует нам "будьте всегда готовы всякому,
требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и
благоговением"(1 Петра 3:15). Необходимость "дать отчет",
объяснить, во что мы веруем и почему, особенно часто возникает перед лицом
нехристианских религий и идеологий. Сторонники секулярного гуманизма, движения
"Новой Эры" или других вариантов неоязычества, приверженцы Ислама и
многих других религиозных и мировоззренческих систем призывают людей принять их
воззрения и встать под их знамена. Эта ситуация не является уникальной; с
самого начала своего существования Церковь Христова столкнулась с
необходимостью отстаивать свою веру перед лицом "учений различных и
чуждых", учений, которые пытались предложить людям альтернативу Евангелию
Христову.
В наше время одним из таких учений
является Ислам. Ислам не принимает самого главного в нашей вере -
Боговоплощения и Искупления, но все же имеет ряд общих черт с христианством.
Как и христианство, Ислам видит себя религией, возникшей в результате особого
Откровения единого истинного Бога; и Ислам, и Христианство являются
миссионерскими религиями, то есть активно стремятся проповедовать свои взгляды
всем остальным. Это налагает на нас, христиан, двоякую ответственность.
Во-первых, мы должны донести благовестие Христово до людей, исповедующих Ислам
- потому, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания
истины. Во-вторых, мы должны найти
христианский ответ на мусульманское миссионерство, в том числе обращенное к
людям традиционно христианской, православной культуры. Это явление, уже
достаточно очевидное, которое в дальнейшем
будет только развиваться, с особенной ясностью ставит нас перед необходимостью
быть готовыми дать отчет в своем уповании.
Сталкиваясь с попытками мусульман
обратить крещенных людей в свою веру, мы не должны пытаться запретить им это
или приходить в раздражение. Мусульмане искренне убеждены, что Коран - истинное
Божие послание к человечеству, спасительная истина, к которой надлежит привести
заблудших. Стремление "обратить в
свою веру" совершенно естественно для искренне верующего человека; всякий,
искренне убежденный, что ему открыта спасительная истина, будет стремиться
привести своих ближних к вечному спасению (как он его понимает) и прославить
Всевышнего (как он Его себе представляет) . Было бы нелепо упрекать его за это;
нас должно удивлять не то, что искренние мусульмане пытаются обратить людей в
Ислам, а то, что далеко не все христиане стремятся привести своих ближних ко
Христу.
Свидетельствуя мусульманам о
Евангелии, нам также следует твердо противостоять той греховной исламофобии,
которая подпитывается, во-первых, склонностью падшего человека ненавидеть тех,
кто на него чем-то не похож, а во-вторых - преступлениями некоторых
экстремистских исламских групп. Нередко возникает соблазн подыграть
антиисламским настроениям несведущих людей, чтобы помешать исламской проповеди
или побудить человека покинуть исламское сообщество (умму). Важно помнить, что
Бог не может быть прославлен греховными методами и истина не может быть
утверждена при помощи неправды. Нам, напротив, следует защищать мусульман от несправедливых
обвинений, помня о том, что абсолютное большинство российских мусульман -
мирные и законопослушные люди, искренне осуждающие любой терроризм. Составлять
мнение о всех мусульманах по террористам - все равно, что составлять мнение о
всех христианах по инквизиторам. Наше решительное несогласие с мусульманским
учением о Боге, человеке и вечном спасении должно сочетаться с любовью и
уважением к людям, исповедующим Ислам. Для наших мусульманских соседей должно
быть ясно, что мы проповедуем им Евангелие не потому, что стремимся расширить
нашу "сферу влияния", но потому, что любим их и желаем им обрести
вечное спасение во Христе.
По заповеди нашего Господа, мы любим
и уважаем наших мусульманских сограждан; именно поэтому мы стремимся помочь им
обрести величайшее из всех благ - веру во Христа, именно поэтому мы должны быть
готовы, без неприязни и гнева, защитить наших немощных братьев, которых может
смутить исламская критика Евангелия.
Нередко дискуссии между
представителями различных мировоззрений - в частности, между христианами и
мусульманами - затрагивают настолько широкий круг вопросов, что фактически
превращаются в дискуссии ни о чем. Разговор - устный или в интернете -
перескакивает с достоверности Библии на суровость законов шариата, с критики
христианского духовенства на текстологию Ветхого Завета. Поэтому нам очень
важно найти центральный вопрос, ответ на который позволил бы людям сделать
выводы относительно обоснованности мусульманской критики Евангелия и
серьезности ее притязаний на то, что она может предложить нам нечто более
надежное и достоверное, чем то Евангелие Иисуса Христа, которое возвещает
Церковь.
Поэтому многое в мусульманской
критике христианства мы оставим в стороне, и сосредоточимся на центральном для
нашей веры вопросе - утверждении критиков, что Церковь исказила учение Иисуса.
Мы, мусульмане, верим в пророческое
и посланническое достоинство Иисуса Христа (мир ему!). И те его слова, которые
он произносил как Пророк и Посланник Бога, - истинные слова, но, чтобы почитать
их, нужна уверенность, что предлагаемые современными христианами слова Иисуса
были действительно его словами, а не позднейшим изобретением. А такой
уверенности как раз и нет!(Вячеслав Али Полосин, Почему я принял Ислам)
Утвердившееся в течение последних
полутора тысяч лет вера в Иисуса (мир ему!) как не только величайшего Пророка,
духовного Спасителя правоверных израильтян - Мошияха, Мессии (арабск. «Масих»,
греч. Христос»), но и как в сошедшего с небес и вочеловечившегося Бога,
базируется на нескольких положениях текста Нового Завета и на позднейших
трактовках церкви, названных догматами, сомнение в которых квалифицировалось
как ересь и влекло пытки и смертную казнь (до отделения этой церкви от
государства).(Там же)
Что побуждает мусульман утверждать, что
Церковь исказила (причем самым радикальным образом) учение Иисуса? Чтобы понять
это, нам понадобится рассмотреть, что об Иисусе говорит Коран.
Коран об Иисусе
Иисус, Иса сын Майрам,
занимет важное место в Коране. Он рассматривается как выдающийся Божий пророк:
81(87). Мы дали
Myce писание и вслед за
ним Мы отправили посланников; и
Мы даровали Исе,
сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник c тем,
чего ваши души
не желают, выпревозноситесь? Одних вы объявили
лжецами, других вы убиваете.
Коран признает факт
Непорочного Зачатия и с глубоким уважением говорит о Марии (Марйам), Матери
Иисуса:
42(46). Сказала
она: "Господи! Откуда будет y меня ребенок, когда меня не
касался человек?" Сказал
он: "Так! Аллах творит, что
желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет
ему: "Будь!" - и оно бывает.
Говорится о том, что
часть иудеев уверовала в послание Иисуса, и Коран хвалит этих людей, как истинных
верующих, получивших помощь от Бога:
14(14). O вы, которые
уверовали! Будьте помощниками Аллаха, как сказал
Иса, сын Марйам,
апостолам: "Кто мои помощники y Аллаха?" И уверовала
одна часть из сынов Исраила, и не уверовала другая часть. И Мы подкрепили
тех, которые уверовали, против
их врагов, и они оказались победителями.
Вместе с тем Коран
категорически отвергает утверждения о Божественной природе Иисуса:
169(171). O
обладатели писания! He
излишествуйте в вашей религии и не говорите
против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, -
только посланник Аллаха и Его
слово, которое Он бросил Марйам,
и дух Его. Веруйте же в Аллаха и
Его посланников и не говорите -
три ! Удержитесь, это - лучшее
для вас, Поистине, Аллах - только
единый бог. Достохвальнее Он того,
чтобы y Него был ребенок.
Ему - то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как
поручителя!
70(172). Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть
рабом Аллаху, ни ангелы приближенные!
19(17). He
веруют те, которые говорят, что
Аллах - это Мессия, сын Марйам. Скажи: "Кто же властен чем-нибудь y Аллаха, если Он захочет погубить Мессию, сына Марйам, и его мать, и тех, кто на земле, всех?"
В Коране есть рассказ о том,как
Аллах спросил Иисуса - призывал ли Он верить в Него Самого, Иисуса, и в Его
Мать, как в Богов - на что Иисус скажет, что никогда не учил ничему подобному:
116(116). И вот
сказал Аллах: "O Иса, сын Марйам!
Разве тысказал людям:
"Примите меня и
мою мать двумя
богами кроме Аллаха?" Он сказал: "Хвала Тебе! Как можно мне говорить, что мне не по праву? Если я говорил, Ты это
знаешь. Ты знаешь то, что y меня в
душе, a я не знаю того, что
y Тебя в душе: ведь Ты -
ведающий скрытое.
117(117).
Я не говорил им ничего, кроме
того, o чем Ты мне приказал:
"Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и
Господу вашему!" Я был
свидетелем o них, пока пребывал среди
них, a когда Ты меня упокоил, Ты был наблюдателем за ними, и Ты - свидетель всякой вещи
Христиан
может удивить упрек, что они «Приняли Иисуса и Его Мать двумя богами кроме Аллаха». Некоторые авторы
предполагают, что это следствие
искаженного представления о Троице как о трех отдельных богах - Аллахе, Иисусе
и Марии. Современные мусульмане указывают на то, что православная (и
католическая) практика почитания Марии, с их точки зрения, близка к ее
обожествлению, но, так или иначе, на уровне вероучения христиане никогда не
«принимали Иисуса и Его Мать двумя Богами кроме Аллаха». Это место говорит в
пользу того, что Муххамед довольно смутно представлял себе, во что же верят
христиане - но мы не будем углубляться в это, наша задача - не критика Корана,
а защита Евангелия.
Коран
также отрицает Искупление, факт распятия Иисуса в страстную пятницу, и,
соответственно, Его воскресение из мертвых. Согласно Корану, Иисус был чудесным
образом избавлен от смерти, а распинателям только «представилось», что они
казнили Иисуса:
156(157). и за
их слова: "Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника
Аллаха" (a они не убили его
и не распяли, но это
только представилось им;
и, поистине, те,
которые разногласят об этом,
- в сомнении o нем; нет y них об
этом никакого знания, кроме следования за предложением. Они не убивали его, - наверное, (158). нет, Аллах вознес его
к Себе: ведь Аллах велик, мудр!
Кораническое
повествование об Иисусе в чем-то пересекается с библейским, но в таких ключевых
для христианской веры моментах, как Боговоплощение и Искупление, Коран резко
расходится с христианской верой. Поскольку мусульмане глубоко убеждены, что
Коран является божественным Откровением, прямой речью Бога к человечеству, они
считают, что прославляя Иисуса как Бога, христиане совершают самую ужасную
ошибку из всех возможных - воздают поклонение, принадлежащее только Богу,
тварному существу. Поэтому мусульманская критика Евангелия направлена, прежде
всего, против учения о Боговоплощении, хотя учение об Искуплении также
представляется мусульманам неприемлемым - признать реальность смерти и
воскресения Иисуса значило бы признать, что Коран ошибается. Таким образом,
мусульманские проповедники объявляют
учение о Боговоплощении и Искуплении позднейшим искажением учения
Иисуса, который, как они убеждены, не учил ничему подобному. Мусульманский
автор Абдулла Али пишет:
Коран отрицает многие эпизоды жизни Иисуса описанные в Евангелиях.
Это в первую очередь относится к его сотерологической и искупительной миссии, а
также к суду над ним, его распятию и воскресению. Например, утверждается, что
евреи, обвинив его в колдовстве и отвергнув его пророческую миссию, решили
распять его и убить. Однако Аллах защитил своего посланника и вознёс его к Себе
до того, как они сделали это (Коран, 4: 157) [23, c. 99]. Cогласно хадисам пророка
Мухаммада, был распят другой человек, похожий на него. Поэтому Коран говорит о
том, что кто говорит о его распятии, глубоко заблуждаются и что у них нет об
этом никаких фактов, кроме предположений. (Абдулла Али «Библия и Коран»)
Нам
предстоит разобраться в том, насколько обоснованы упреки в "позднейшем
искажении".
Мусульманская
критика христианской веры развивается по нескольким основным направлениям,
каждое из которых мы постараемся рассмотреть в этой брошюре:
1. Утверждается, что учение Церкви и
Боговоплощении и Искуплении не находит подтверждения в тексте Нового Завета.
2. Утверждается, что Евангелия и Новый Завет в
целом подверглась искажению и
фальсификации, и везде, где Библия
противоречит Корану, она не заслуживает доверия.
3.
Утвержадется, что Библия, в особености Новый Завет не соотвествуеткритетриям,
предъявляемым Божественному Откровению.
Мы начнем с первого пункта.
Соответствует
ли учение Церкви об Искуплении и Боговоплощении тексту Нового Завета?
Искупление в
Библии
Приведем слова критиков:
Христианство же,
которое в процессе своего развития заимствовало многие идеи из иных
философско-религиозных традиций, приняло этот догмат, несмотря на то, что
ранние иудеохристиане о нем ничего не знали. Более того, даже в Евангелиях
Нового Завета их авторам ничего не известно о "первородном грехе" и
"искуплении". Ни в одном речении Иисуса он не говорил о себе как об
искупителе грехов человечества. (А. А. Али-заде (Абдулла Али) ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
И ИСКУПЛЕНИЕ)
Говоря
об искуплении, мы должны начинать с Ветхого Завета, ибо это учение пронизывает
всю Библию от Бытия до Откровения. Не будет преувеличением назвать его одним из
центральных учений Библии вообще. В Ветхом Завете для описания искупления
используется еврейское слово, буквально означающее «покрывать». Искупление
покрывало грехи человека и избавляло его от наказания. В качестве прообраза искупительной Жертвы
Христа Бог установил жертвоприношения животных, о чем очень подробно говорится
в книгах Исход и Левит, мы приведем всего несколько примеров:
то, если по
недосмотру общества сделана ошибка, пусть все общество принесет одного молодого
вола [без порока] во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным
приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех; и
очистит священник все общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это
была ошибка, и они принесли приношение свое в жертву Господу, и жертву за грех
свой пред Господом, за свою ошибку;
(Числа 15:24-25)
А если согрешит
начальник, и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога
своего, чего не надлежало делать, и будет виновен, то, когда узнан будет им
грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козла без порока, и
возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются
всесожжения пред Господом: это жертва за грех; (Левит 4:22-24)
Если он виновен в
чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу
за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или
козу, за грех, и очистит его священник от греха его. (Левит 5:5-6)
Принесение жертвы
поставляется здесь условием прощения и восстановления отношений с Богом. Само это выражение «жертва за грех»
встречается в Библии более 120 раз.
Писание оговаривает,
что жертва должна быть «без порока»:
Если жертва его есть
всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока;
пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение
пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения - и приобретет
он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельца пред Господом; сыны
же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на
жертвенник, который у входа скинии собрания;
(Левит 1:3-5)
Автор новозаветного послания к Евреям подытоживает ветхозаветный
опыт словами:
Да и все почти по
закону очищается кровью, и без пролития
крови не бывает прощения. (К Евреям 9:22)
Интересно, что это библейское установление
нашло отражение и в Коране, например:
98(97). Установил
Аллах Кабу, священный дом, утверждением для людей, и священный месяц, и
жертвенное животное, и украшения. Это -
для того, чтобы вы
узнали, что Аллах знает то, что в небесах и что на земле, и что Аллах обо всякой вещи знающ. (98).Знайте, что Аллах силен в наказаниии и что Аллах - прощающий, Милостивый
Ветхий
Завет также содержит пророчество о Праведнике, который Сам станет Жертвой
Умилостивления для спасения грешников.
Кто
поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред
Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и
мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был
презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали
от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на
Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем,
наказуем и уничижен Богом. Но Он
изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего
было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились
каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем
был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на
заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст
Своих. От уз и суда Он был взят; но род
Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего
претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого,
потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было
поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву
умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно
будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с
довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи
их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет
делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был,
тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался
ходатаем. (Исаия 53)
В Новом Завете сам
Иисус говорит о Себе, как о Жертве, приносимой для искупления многих:
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел,
чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления
многих. (От Марка 10:45)
Об этом же Господь
говорит и на Тайной Вечери:
И когда они ели,
Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и
сказал: пейте из нее все, ибо сие есть
Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (От Матфея 26:26-28), см. также Мк.14:22-24,
Лк.22:19-21)
Иисус относит
пророчество Исайи о Праведнике, который
«за преступления народа Моего претерпел казнь» к Самому Себе:
ибо сказываю вам,
что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен [см.Ис.53:12] Ибо
то, что о Мне, приходит к концу. (От
Луки 22:37)
Иисус настойчиво
указывает Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать и умереть:
С того времени Иисус
начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много
пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в
третий день воскреснуть. (От Матфея
16:21)
Во время пребывания
их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки
человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма
опечалились. (От Матфея 17:22-23)
и предадут Его
язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. (От
Матфея 20:20)
См.также Мк.8:31,
9:31, 10:34, Лк 9:22, 18:33.
«На час сей я пришел»
Иисус говорит о часе своей смерти:
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне
сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. (От Иоанна 12:27)
Он также увязывает
дарование верующим вечной жизни со своей смертью:
Я хлеб живый,
сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть
Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
(От Иоанна 6:51)
То, что Он, Иисус -
Пастырь добрый, проявляется в Его смерти за овец:
Я есмь пастырь
добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь,
которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и
волк расхищает овец, и разгоняет их. А
наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и
знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь
Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех
надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один
Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть
имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. (От Иоанна 10:11-18)
Напомним
слова А. А. Али-заде: "Более того, даже в Евангелиях Нового Завета их
авторам ничего не известно о "первородном грехе" и
"искуплении". Ни в одном речении Иисуса он не говорил о себе как об
искупителе грехов человечества." Конечно, у нас нет оснований подозревать
критиков христианства в сознательной нечестности; но следует отметить, что
очень часто такая критика бывает основана на грубо ошибочных представлениях как
о содержании Библии, так и о вере Церкви. Нередко критики ошибаются не только в
выводах, но и в фактах; к тому, что приводится в их работах в качестве фактов,
следует относиться с осторожностью. Но продолжим рассмотрение того, что Писание
говорит об Искуплении.
В согласии со словами
самого Иисуса Апостолы проповедуют:
Он грехи наши Сам
вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды:
ранами Его вы исцелились. (1 Петра
2:24)
потому что и
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник
за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1 Петра 3:18)
Он есть
умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего
мира. (1 Иоанна 2:2)
И вы знаете, что Он
явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. (1 Иоанна 3:5)
Послание к Евреям (к
которому мы еще неоднократно вернемся) говорит:
Сей, будучи сияние
славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою
очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, (К Евреям 1:3)
В Откровении Иоанна
Богослова мы читаем:
Иоанн семи церквам,
находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и
от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который
есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему,
возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас
царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. (Откровение 1:4-6)
И когда я увидел
Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и
сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се,
жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. (Откровение 1:17-18)
Апостол Павел,
которого некоторые критики христианства пытаются представить исказителем
послания Иисуса, не говорит ничего нового, когда свидетельствует об Иисусе,
Который предан за
грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
(К Римлянам 4:25)
Который отдал Себя
Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле
Бога и Отца нашего
(К Галатам 1:4)
Евангелие, которое он
возвещает, опирается на единодушное свидетельство Апостолов и «более, нежели
пятисот братий», причем большая часть этих свидетелей воскресения была в живых
на момент написания послания.
Напоминаю вам,
братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в
котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так,
как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально
преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по
Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в
одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а
после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и
недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. (1 Коринфянам 15:1-9)
Моисей
и Исайя, Петр и Иоанн, Марк и Матфей, Лука и Иоанн - все они говорят о Жертве,
которую надлежит принести, чтобы изгладить человеческие грехи. Ветхозаветные
священнописатели - о грядущей, прообраз которой указан в храмовых
жертвоприношениях, новозаветные - о уже
совершившейся.
Именно
через эту Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и
крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах,
соединяет верующего со Христом (Гал.3:27, 1 Ин.4:15, Ин.6:54-56, 15:1-7) таким
образом, что Христос берет на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над
грешником (Гал.3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он сам (1
Кор.5:21). Попробуем пояснить это на примерах. Библия использует такие образы
как брак и усыновление для описания наших отношений с Богом. (В библейские
времена под "браком" понимались прежде всего, взаимные обязательства,
а не секс) В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим
лицом - с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот. Если мужчина берет в
жены женщину с огромными долгами, он тем самым берет на себя и ее долги и будет
должен по ним расплачиваться. Она же, выйдя замуж, получает богатство и
социальное положение, которым обладает ее супруг. Другой пример - если ребенок,
балуясь со спичками, сжег чужой амбар, платить за нанесенный ущерб будет его
отец, тот, кто скажет - "это мой ребенок, я за него отвечаю". Так,
Христос, становясь нашим Ходатаем и Первосвященником, как бы говорит - «это Мои
люди, Моя Церковь, я за них отвечаю». Он платит по нашим долгам и вводит нас в
Свой дом; как члены Его семьи мы обретаем принесенные Им вечные блага.
Можно
и дальше исследовать Писание, но сам вопрос - опирается ли Церковное учение об
Искуплении на Писание - уже достаточно ясен, и теперь мы можем рассмотреть
главное возражение, которые мусульманские авторы выдвигают против учения об
Искуплении. Искупление, якобы, излишне, так как Бог и помимо Искупления властен
прощать грехи. Один из мусульман, с которым мне доводилось беседовать на эту
тему, сформулировал это возражение так:
по Вашему, Бог вершит правосудие таким образом, что отдает
злодеям невиновного с одной только целью - дать Самому Себе право прощать
Своим рабам их грехи! Без казни невиновного Он этого, получается, сделать не
может?
Ответ,
который Писание дает на это возражение - «нет, не может». Есть вещи, которых
Бог не может. Для Него нет физической невозможности - Он может создавать миры,
творить чудеса и вообще делать все, что пожелает. Но для Бога существует
нравственная невозможность - Бог, например, Бог не может поступить неправосудно
(Быт. 18:25), не может солгать (Евр. 6:18), не может отречься от Самого Себя (2
Тим. 2:13). Когда мы говорим, что такой-то человек не может, например, украсть,
мы не имеем в виду, что его возможности в этом отношении ограничены, - мы имеем
в виду, что он никогда так не поступит. Бог не может ни принять, ни оправдать,
ни проигнорировать грех - не в силу ограниченности Своих возможностей, но в
силу Своей нравственной святости. Ибо Он
Возлюбил правду и
возненавидел беззаконие (Пс. 44:8),
так
что
Оправдывающий
нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом (Притч.
17:15).
Всевластие
Бога не означает беззаконного произвола; Бог меньше всего похож на земных
деспотов вроде Ивана Грозного, который говорил «а казнить мы своих холопов
вольны, а жаловать вольны же». Капризы непредсказуемого тирана могут избавить
от наказания преступника и обречь на смерть невиновного; с Божьим судом это не
так. Он нелицеприятно воздает каждому «по делам его». Бог не обвинит правого; и
нам придется согласиться с тем, что он не оправдает нечестивого. Он никогда не нарушит Свое слово, никогда не
обойдет установленный Им закон. Если Он что-то обещал - мы можем ни секунды не
сомневаться, что Он это исполнит. Нечего и думать, что Он отменит Свое слово.
Если Бог обещал возмездие за грех, нам не стоит сомневаться в неизбежности
этого возмездия. Если бы все, что мы знаем о Боге, сводилось к Его верности и
справедливости, это было бы достаточно, чтобы вызвать благоговейное поклонение,
но это лишило бы нас всякой надежды. Бог свят, а мы - грешники. Мы не таковы,
какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Наше осуждение
неизбежно.
Но
Писание говорит и о любви Бога к неблагодарным и злым грешникам; и удивительная
весть Евангелия состоит в том, что Бог не отвернулся от нас ради правды и не
отвернулся от правды ради нас, но даровал грешникам спасение в величайшем акте справедливости
и милосердия - смерти Христа за наши грехи.
Есть
хороший пример, иллюстрируюший нравственную необходимость Искупления. Это
реально произошедшая история - ее рассказал офицер, служивший в прошлом веке на
Кавказе, и она приводится в одном комментарии на послание к Римлянам. В одном
горном селении случилась сильная нехватка продовольствия. Некие люди стали
красть пищу из общих запасов. Чтобы пресечь воровство, местный князь пообещал,
что всякий, кто попадется, получит 50 плетей. Через какое-то время вор попался
- и это была престарелая мать князя. Князь не мог отменить свое постановление -
он навсегда бы потерял уважение соплеменников, как человек пристрастный и
несправедливый, а все его повеления потеряли бы всякое значение. Он нашел
мудрое решение - да, воровка должна получить свои 50 плетей, но как сын он
имеет право закрыть мать собой. Все удары пришлись по нему. Люди убедились, что
князь - безупречно справедливый человек и любящий, почтительный сын.
Мог
ли он не подставлять себя под удары, а просто взять и отменить наказание? Мог,
но он этого не сделал - потому, что он был справедливый человек.
Так
крест Христов утверждает и праведный суд Божий по отношению к греху и Его
бесконечную милость по отношению к грешникам.
Бог, которого мы встречаем во Христе, гораздо более непримирим ко греху
и гораздо более милостлив к грешникам, чем мы могли себе представить.
Хотя
мы потратили столько места на разъяснения, Искупление вовсе не является сложной
и запутанной богословской доктриной. Апостольское возвещение «Христос умер за
грехи наши» может быть понято и принято самым простым и неученым человеком. Для
этого не нужно богословское образование или глубокий интеллект. Для этого нужна
пробудившаяся, встревоженная совесть - совесть, признающая, что грех действительно
достоин осуждения. Все, наверное, встречались со случаями удивительного
нечуствия совести, когда человек совершает самые скверные и ужасные вещи, и не
только не смущается при этом, но и искренне удивляется, когда кто-то другой тут
приходит в ужас. «А что, собственно, такого? Все так делают». Когда Бог разрушает это окаменение,
человек содрогается от тяжести своего
греха и трепещет перед грядущим судом - тогда благая весть о том, что может
обрести прощение потому, что за него умер Невиновный, становится ему понятна
без долгих объяснений. Пушкин, в стихотворении, написанном по мотивам книги
Джона Беньяна «Путь паломника» описывает это пробуждение совести:
Внезапным
бременем подавлен и согбен
Как
тот, кто на суде в убийстве уличен
Человек, почитающий грех чем-то незначительным и несерьезным, не
поймет, зачем вообще умер Христос; недостаточная чуствительность к греху -
главная причина неверия в Искупление. Конечно, мы должны терпеливо объяснять
людям учение об Искуплении и отвечать на их возражения; но более всего мы
должны молиться, чтобы Святой Дух сокрушил их сердце и пробудил их совесть.
Библейское
свидетельство об Искуплении ставит нас перед лицом еще одной тайны. Дело в том, что о Жертве Христа
говорится, как о Жертве со стороны Бога.
Ибо так возлюбил Бог
мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную.
(От Иоанна 3:16)
Именно
любовь Бога проявилась в смерти Христа за наши грехи.
Ибо Христос, когда
еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто
умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были
еще грешниками. (К Римлянам 5:6-8)
Любовь познали мы в том, что Он положил за
нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. (1 Иоанна 3:16)
Эти слова Писания
вызывают законный вопрос - как смерть человека Иисуса может быть жертвой со
стороны Бога, проявлением Его любви? Если Бог просто послал на смерть человека
Иисуса, то почему Апостолы с таким изумлением говорят о Божьей любви,
которая проявилась в этом событии? Ответ на этот вопрос - в свидетельстве
Апостолов о Боговоплощении, которое подвергается особенно настойчивой критике
со стороны мусульман.
Боговоплощение
в Библии
Как
мы уже говорили, именно вера Церкви в Боговоплощение вызывает наиболее
решительное неприятие у мусульман, но не только у них. Именно вера в Иисуса
Христа как в Бога четко отделяет христиан от приверженцев других религий и
мировоззрений. Индуисты или буддисты,
агностики или приверженцы движения «Новой Эры», как правило, признают Иисуса
великим учителем. Они охотно ссылаются на него для утверждения собственных
взглядов. Они бывают готовы отвести Ему почетное, в их представлении, место в
их религиозно-философских системах - Иисуса охотно признают «первым
коммунистом» или «аватаром» или «великим посвященным» или, в случае с
мусульманами «великим пророком», но только христиане исповедуют Его Богом.
Очень часто критика Боговоплощения
бывает связано с глубоко искаженным представлением о том, во что же в этом
вопросе верят христиане; поэтому наша задача будет состоять в том, чтобы
сформулировать христианскую точку зрения и затем показать, как она следует из
Библии. Христианская Церковь выразила свою веру в кратких исповеданиях, которые
называются «символами веры». Самый распространенный символ веры называется
Никео-Цареградским, и его чтение (или пение) является обязательной частью
богослужения православной, католической и значительного числа протестантских
церквей. В этой брошюре, однако, мы
используем Афанасьевский символ веры, в котором христианское исповедание Троицы
и Боговоплощения излагается несколько более подробно:
Каждый, желающий
быть блаженным, должен прежде всего иметь общую христианскую веру. Тот же, кто не сохраняет ее неизменной и
неподдельной, несомненно останется навеки потерянным.
Наша общая
христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем
Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности.
Первое из них - Личность Отца, второе -
Личность Сына и третье - Личность
Святого Духа.
Но Отец, и Сын, и
Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.
Таков Отец, таков
Сын, и таков Святой Дух.
Не сотворен Отец, не
сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух.
Бесконечен Отец,
бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух.
Отец вечен, Сын
вечен, и Святой Дух вечен,
И не три вечных, а
Один Вечный,
Также и не три
несотворенных, и не три бесконечных,
А Один
Несотворенный, и Один Бесконечный.
Также и Отец
Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий,
И так же не три
всемогущих, а Один Всемогущий.
Так и Отец Бог, Сын
Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог.
Так и Отец Господь,
Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь.
Ибо как требует того
христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом.
Также общая
христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.
Отец не создан, не
сотворен и не рожден.
Сын есть от Отца и
только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден.
Святой Дух есть от
Отца и Сына - не создан, и не сотворен или рожден, но послан.
Поэтому один Отец, а
не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.
И из всех трех Лиц
ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не
больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики,
Чтобы во всем этом,
как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном
Божестве - всем трем Лицам.
Итак, кто хочет быть
блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества.
Но для вечного
блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью.
В том истинная вера,
чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так
и Человек.
Бог Он, как
рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в
свое время.
Совершенный Бог и
совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом.
Равен Богу по Божественной природе и
меньший Бога по человеческой природе.
И хотя Он Бог и
Человек, но не два, а Один Христос.
Но как Он Один, то
не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа
принята Богом.
Один Он есть, но не
так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство.
Ибо как разумная
душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного
Христа,
Который пострадал за
наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо,
воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых.
В пришествие Его все
люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил,
пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный.
Это наша общая христианская
вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен.
В нашу задачу сейчас
не входит подробное обоснование всех утверждений Афанасьевского символа веры;
мы ограничимся рассмотрением того, что он говорит о Боговоплощении.
Но для вечного блаженства необходимо
твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью.
Бог стал человеком; это последовательно
утверждается Писанием.
Мусульманские
проповедники придерживаются иной точки зрения:
Даже в современных канонических
христианских Евангелиях нет ни одного однозначного высказывания Иисуса о своей
божественности.
(Абдулла Али-Заде, «Библия и Коран.
Сравнительный анализ. Стр.30)
Учитывая небольшой
объем объем данной брошюры мы приведем
лишь некоторые из многочисленных библейских свидетельств Боговоплощения и
постараемся разъяснить недоумения, часто возникающие в связи с этим понятием. Одно из наиболее ясных
свидельств о боговоплощении мы находим у апостола Иоанна:
В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без
Него ничто не начало быть, что начало быть … И Слово стало плотию, и обитало с
нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного
от Отца. (От Иоанна 1:1-3, 14)
«И слово было Бог … и
слово стало плотью» - это событие, которое христиане и называют
Боговоплощением.
Еще
один фрагмент Писания, утверждающий Боговоплощение - Послание к Евреям. 1-2
главы.
Также, когда вводит Первородного во
вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано:
Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о
Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты
возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
елеем радости более соучастников Твоих.
И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они
погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их,
и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
(К Евреям 1:8-12)
Здесь Сын описывается
как 1.Бог (стих 8,9) 2.Создатель неба и земли (Стих 10) 3.Вечно живущий (Стих и
11-12)
4.Принимающий
поклонение от Ангелов (стих 6)
Несколько
дальше, в том же послании к Евреям говорится о том, как Он стал человеком,
воспринял плоть и кровь ради нашего спасения, которое Он совершает Своей
смертью:
А как дети причастны плоти и крови, то и
Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то
есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были
подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя
Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть
милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи
народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв
искушен, то может и искушаемым помочь.
(К Евреям 2:14-18)
«А
как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» Вечный Бог,
принимающий поклонение от ангелов, Творец неба и земли, принимает на Себя человеческую
природу, плоть и кровь. Именно это и говорит Афанасьевский Символ:
В том истинная вера,
чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так
и Человек.
Бог Он, как
рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в
свое время.
Равен Богу по Божественной природе и
меньший Бога по человеческой природе.
О Божестве Иисуса говорится во многих
местах Писания; не пытаясь первратить эту брошюру в исчерпывающий справочник по
этой теме, отметим лишь некоторые свидетельства Библии.
Иисус принимал поклонение:
и,
войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:11)
Бывшие
же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
(Мф. 14:33)
Когда
же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!
И они, приступив, ухватились за ноги Его и
поклонились
Ему. (Мф. 28:9)
и,
увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. (Мф. 28:17)
Они
поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. (Лк.
24:52)
Иисус
сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Он
же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. (Ин.9:37-38)
Причем
во всех случаях использовано греческое слово, обозначающее именно религиозное
поклонение, а не просто почтительное приветствие. В контексте Библии это слово
относится либо к поклонению Богу, либо к запрещенному идолопоклонству. Именно
это слово используется в Евангелии, когда Иисус отказывается поклониться сатане и указывает на то, что
поклоняться можно только Богу:
и
сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она
предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет
Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу
Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк. 4:6-8)
Именно такое поклонение Сам Иисус принимал
без возражений.
Характерен контраст с поведением Апостолов:
Народ
же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в
образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием,
потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед
их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом
совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем,
разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы
это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы
обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море,
и все, что в них (Деяния 14:11-15)
Ангела:
И
сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал
мне: сии суть истинные слова Божии. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему;
но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим,
имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть
дух пророчества. (Откр. 19:1-10)
Библия говорит, что благочестивые люди и ангелы категорически,
резко и немедленно отвергали попытки поклониться им, но Иисус принимал
поклонение как должное. Иисус прямо принимал исповедание Его Господом и Богом:
После
восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда
двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме:
подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои;
и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и
уверовавшие. (Ин. 20:26-28)
Иисус
заявлял, что именно Он будет судить все народы в последний день:
Когда
же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые
Ангелы
с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и
отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлол (Мф. 25:31)
Писание
говорит, что это является исключительной прерогативой Бога:
Но
Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить
вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. (Пс. 9:8-9)
Ибо
Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь -
царь
наш; Он спасет нас. (Ис. 33:22)
Един
Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто,который судишь
другого? (Иак. 4:12)
к
торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех
Богу, и к духам праведников, достигших
совершенства, (Евр. 12:23)
Именно
Бог, и никто иной, будет судить все народы в последний день:
Пусть
воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там
Я
воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.
(Иоиль 3:12)
Иисус
называл Ангелов Божиих Своими:
пошлет
Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и
делающих беззаконие
(От
Матфея 13:41)
ибо
приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст
каждому по делам его. (От Матфея 16:27)
тогда
явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена
земные и увидят Сына Человеческого,грядущего на облаках небесных с силою и
славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут
избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. (Мф. 24:30-31)
И
сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал
Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре… Я, Иисус,
послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и
потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
(Откр. 22:6…16)
Иисус
утверждает, что Он посылает пророков:
Посему,
вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и
распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; (От Матфея 23:34)
Апостолы
также выражают веру в божество Христа – мы можем, хотя бы отметить такие слова
как «Господь», и «Спаситель», которые в библейском контексте могут относиться
только к Богу, и которые Апостолы относят к Иисусу. Сопоставим, например:
Я,
Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.
(Ис. 43:11)
Но
Я - Господь Бог твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога,
кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня(Ос. 13:4)
И
слова Апостолов:
ибо
так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя
Иисуса Христа.
(2 Петр. 1:11)
но
возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь (2 Петр. 3:18)
Наше
же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего
Иисуса Христа,
(Фил. 3:20)
Для Апостолов также обычно отнесение
к Иисусу ветхозаветных текстов, которые могут быть отнесены только к Богу,
например:
дабы
пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и
всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Фил. 2:10-11)
это
цитата и Ис.45:23, где этим слова относятся к Богу:
Ко
Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною
клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною
преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. (Ис. 45:22-23)
В
проповеди Апостолов имя Бога отождествляется с именем Иисуса:
И
будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в
Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет
Господь. (Иоиль 2:32)
У
Апостолов «имя Господне», которое надлежит призывать – это имя Иисуса:
И
будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Итак твердо знай, весь дом
Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы
распяли. (Деян. 2:21, 36)
то
да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса
Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им
поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими,
но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени
под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. (Деян. 4:10-12)
Ибо
если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим
веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем
веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит:
всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином,
потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий,
кто призовет имя Господне, спасется.(Рим. 10:10-13)
Мы можем продолжать – более длинный
(хотя и неполный) список библейских цитат,
указывающих на божество Иисуса приведен, например, в книге Дж.Макдауэлла
«Иисус». Но уже ясно, что божество Иисуса – предвечного Сына Божия,
воплотившегося и ставшего Человеком – находит себя прочную опору в Священном
Писании.
Далее
мы рассмотрим два недоумения, которые люди часто выражают в связи с учением о
Боговоплощении. Первое относится к тем местам Писания, где об Иисусе говорится
как о ком-то меньшем и подчиненном по отношению к Отцу, второе - к тому, как
библейскоое свидетельство о божестве Иисуса совмещается с библейским же свидетельством
о единственности Бога.
«Отец мой более Меня» - смиренное
послушание Иисуса.
Нередко в качестве аргументов против
божества Иисуса приводят те слова Писания, в частности, слова самого Иисуса,
где Он ставит Себя ниже Отца и показывает Себя смиренным исполнителем Его воли,
например:
Отец Мой более Меня.
(От Иоанна 14:28)
На это Иисус сказал:
истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не
увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. (Иоанна 5:19)
Хочу также, чтобы вы
знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава -
Бог. (1 Коринфянам 11:3)
Есть
ли у нас основания понимать эти слова как свидетельство того, что Сын по
природе ниже Отца? Нет. Дело в том, что в Писании смиренное послушание вовсе не
является свидетельством некой "низшести по природе". Рассмотрим,
например, приведенный здесь отрывок: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу
глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. (1 Кор. 11:3) Муж является главой жены, и она должна
оказывать ему смиренное послушание.
Значит ли это, что жена - существо низшее по природе по отношению к мужу?
Ничего подобного, она такой же человек сотворенное существо, сонаследница
благодатной жизни. Ее послушание - не свидетельство «низшести», но проявление
любви и смирения. Подобно и в другом месте Апостол говорит: ничего не делайте по
любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим
себя (Фил. 2:3).
Христианин должен почитать брата большим
себя, сказать "Брат мой более меня". Исповедует ли он себя при этом
каким-то "недочеловеком"? Нет, конечно. Он должен поступать так из
любви и смирения, а не потому, что низший по природе. Итак, послушание,
признание другого высшим себя, вполне может быть проявлением любви и смирения
со стороны равного.
Послушание Иисуса - это именно акт любви и смирения, послушание
того, кто не ниже по природе, а того, кто в совершенной любви и смирении ищет
прославить не Себя, а Отца. Это проявление морального совершенства Его
личности, а не "низшести по природе". Сын Божий, равный Отцу и
совечный Ему, добровольно «уничижил
Себя Самого»:
Он, будучи образом Божиим, не почитал
хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба,
сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв
послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Фил. 2:7-8)
Слово, переведенное
здесь как «образ» это греческое «морфе», которое в греческом языке означает
«полный набор свойств и характерных особенностей, которые делают нечто тем, что
оно есть».(Эриксон, стр.586) Таким образом, и когда Писание говорит о божестве
Иисуса, и когда оно говорит о Его смиренном послушании, оно описывает одну и ту
же реальность - предвечный Бог добровольно уничижил Себя Самого, приняв
образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Как
говорит Афанасьевский символ:
В том истинная вера,
чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так
и Человек.
Бог Он, как
рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в
свое время.
Восприняв человеческую
природу, «плоть и кровь», как говорит Писание, Сын Божий являет совершеннейшее
послушание, чтобы искупить наш мятеж; оставаясь, в то же время, Богом, Он имеет
власть прощать наши грехи и даровать
нам вечную жизнь. Как говорит Апостол:
Ибо един Бог, един и посредник между
Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.
Таково было в свое время свидетельство
(1 Тим. 2:5-6)
Посредник - это тот,
кто принадлежит к обеим сторонам. Мы можем подвести итог словами того же
символа веры:
Равен Богу по Божественной природе и
меньший Бога по человеческой природе.
Здесь мы можем перейти к следующему вопросу -
как божество Иисуса согласуется с единственностью Бога.
Я и Отец –
Одно: тайна Троицы.
Мусульманская критика
учения о Троице основана на следующих фрагментах Корана:
169(171). O
обладатели писания! He
излишествуйте в вашей религии и не говорите
против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, -
только посланник Аллаха и Его
слово, которое Он бросил Марйам,
и дух Его. Веруйте же в Аллаха и
Его посланников и не говорите -
три ! Удержитесь, это - лучшее
для вас, Поистине, Аллах - только
единый бог. Достохвальнее Он того,
чтобы y Него был ребенок.
Ему - то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как
поручителя!
116(116). И вот
сказал Аллах: "O Иса, сын Марйам!
Разве тысказал людям:
"Примите меня и
мою мать двумя
богами кроме Аллаха?" Он сказал: "Хвала Тебе! Как можно мне говорить, что мне не по праву? Если я говорил, Ты это
знаешь. Ты знаешь то, что y меня в
душе, a я не знаю того, что
y Тебя в душе: ведь Ты -
ведающий скрытое.
117(117).
Я не говорил им ничего, кроме
того, o чем Ты мне приказал:
"Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и
Господу вашему!" Я был
свидетелем o них, пока пребывал среди
них, a когда Ты меня упокоил, Ты был наблюдателем за ними, и Ты - свидетель всякой вещи
Как мы уже говорили, наиболее серьезный
упрек, который выдвигается в адрес христиан – это отход от монотеизма. Мы уже
приводили упрек, который Коран делает христианам – упрек в том, что христиане
принимают Иисуса и Марию «двумя богами,
кроме Аллаха». Конечно, для христиан такой упрек звучит странно; Марию никто
никогда не считал Богом, да и слова «Иисус – это еще один Бог кроме Отца» едва
ли когда-нибудь произносил кто-либо из христиан. В основе мусульманской критики
Троицы лежит представление о трех Богах – Бог, кроме Него, т.е. отдельно,
независимо Иисус, кроме Него еще и
Святой Дух. (То, что Мария никогда не считалась одной из Лиц Троицы,
современные мусульмане признают)
Конечно, такая интерпретация Троицы
противоречит не только основной вероучительной формуле Ислама – «нет Бога,
кроме Аллаха», но и монотеизму библейских пророков. И, конечно же, мы не будем
отстаивать такое представление, потому что ортодоксальные христиане никогда не
верили во что-либо подобное. Христиане никогда не верили в трех богов – Единого
Бога и, кроме Него, отдельно от Него, еще кого-то. Афанасьевский символ
говорит:
Наша общая христианская
вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном
Божестве, и при этом не смешиваем лица
и не разрываем Божественной Сущности.
Первое из них - Личность Отца, второе -
Личность Сына и третье - Личность
Святого Духа.
Но Отец, и Сын, и
Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.
Таков Отец, таков Сын,
и таков Святой Дух.
Не сотворен Отец, не
сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух.
Бесконечен Отец,
бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух.
Отец вечен, Сын вечен,
и Святой Дух вечен,
И не три вечных, а Один
Вечный,
Также и не три
несотворенных, и не три бесконечных,
А Один Несотворенный, и
Один Бесконечный.
Также и Отец
Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий,
И так же не три
всемогущих, а Один Всемогущий.
Так и Отец Бог, Сын
Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог.
Так и Отец Господь, Сын
Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь.
Ибо как требует того
христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом.
Также общая
христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.
Отец не создан, не
сотворен и не рожден.
Сын есть от Отца и
только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден.
Святой Дух есть от Отца
и Сына - не создан, и не сотворен или рожден, но послан.
Поэтому один Отец, а не
три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.
И из всех трех Лиц ни
один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не
больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики,
Чтобы во всем этом, как
сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве -
всем трем Лицам.
Итак, кто хочет быть
блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества.
Мы говорим о трех Лицах в Едином Боге, но никоим образом не о трех
богах:
И не три вечных, а Один
Вечный, Также и не три несотворенных, и не три бесконечных, А Один
Несотворенный, и Один Бесконечный.
……………………………………………………………………………………
Также общая
христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.
Конечно, доктрина Троицы
представляет определенную трудность для понимания; но реальность не обязана
быть легко доступной пониманию. Когда физики говорят о том, что могут знать
либо траекторию, либо скорость элементарной частицы, но не то и другое
сразу, что в ракете, летящей с
околосветовой скоростью, время течет иначе, чем на земле, что пространство
около «черных дыр» искривлено, а время замедлено – это выглядит невероятным
с точки зрения повседневного опыта и не
укладывается в голове. А ведь речь идет о гораздо менее глубоком уровне
реальности, чем бытие Бога.
Тайна Троицы открывается верующему
уму и сердцу по мере духовного роста и углубленного изучения свидетельств
Священного Писания; здесь мы можем лишь отметить, что исповедуя Бога, единого в
трех Лицах, мы говорим о тайне внутренней жизни единого истинного Бога. Это
бесконечно далеко от любых попыток придания Богу сотоварищей или введения
политеизма. Безумие и нечестие многобожия было отвратительно Апостолам и Отцам
Церкви никак не менее, чем мусульманам. Мусульманину, если Бог приведет его ко
Христу, не придется отказываться от
того решительного неприятия языческого многобожия, которое характерно для
Ислама, и с которым мы вполне можем согласиться. Нет Бога, кроме Единого; Отец,
Сын и Святой Дух - не три Бога, но Единый, живой, истинный и вечный Бог,
предвечно пребывающий в трех Лицах, Бог, преисполненный превосходящей всякое
разумение любви, истины и милости. Бог,
поистине достойный поклонения.